Мало кто знает, что идее самообслуживания уже почти век и принадлежит она американцу Кларенсу Сондерсу. Первый такой магазин он открыл в Мемфисе в 1916 году.
Сегодня торговля по принципу самообслуживания уже во всем мире доказала свою эффективность. Именно благодаря такой форме торговли и появились многочисленные супер- и гипермаркеты.
Бесспорно, система самообслуживания намного удобней для покупателей и прибыльней для магазина, чем торговля за прилавками. У покупателей есть возможность лучше изучить товар перед покупкой, сравнить его характеристики с другими товарами-конкурентами, познакомиться с новыми товарами. К тому же значительно сокращается время на покупку товар. Если при традиционной прилавочной торговле основное время при посещении магазина у покупателя уходило на простои в очередях в разных отделах, то при самообслуживании покупатель занят непосредственно выбором и покупкой товаров. Единственная очередь, которая ожидает покупателя – это очередь на кассе.
Как показывает практика, товарооборот магазинов при переходе к самообслуживанию возрастает почти вдвое, появляется возможность увеличить ассортимент товаров на 20-30%, значительно сокращаются затраты на торговый персонал и аппаратно-кассовое оборудование. Исследовательские агентства, проводящие опросы среди покупателей утверждают, что 7 из 10 посетителей магазина самообслуживания покупают товары, которые не планировали приобретать, в то время как при прилавочной торговле эта цифра составляет только 20%.
А все ли магазины и кассы можно перевести на самообслуживание тем самым произвести автоматизацию торговли?
Основной критерий, который следует учитывать, – это площадь торгового зала. И составлять она должна не менее 100м2. Меньшие площади не позволяют в полной мере разместить весь ассортимент товаров и обеспечить достаточно свободного пространства для потока покупателей. Именно поэтому на заре появления у нас магазинов самообслуживании, в каком-нибудь маленьком магазинчике, пожелавшем не отставать от своих крупных собратьев, можно было наблюдать толпу посетителей перед турникетами в торговый зал, ожидающую, пока часть покупателей, совершив покупки, покинет в магазин. Такое явление, конечно, нельзя назвать позитивным. К тому же и экономии затрат на персонале в маленьком магазине практически не наблюдается.
При переходе на систему самообслуживания помимо закупок нового торгового оборудования для размещения товара в зале, следует учитывать ещё некоторые затратные моменты.
Во-первых, система самообслуживания ориентирована на продажу фасованного товара. Чтобы такой вид торговли был эффективным, доля фасованного товара в общем товарообороте должна быть не менее 90%. А поскольку не весь товар поступает в магазин в фасованном и упакованном виде, то необходимо предусмотреть дополнительный вид работ, а в большинстве случаях и закупить фасовочно-упаковочное оборудование для подготовки товара к продаже в зале самообслуживания. Статистика показывает, что в магазинах самообслуживания фасовщики составляют до 15% от общей численности персонала, в то время как при торговле через прилавок они, как правило, отсутствуют.
Во-вторых краж в магазинах самообслуживания совершается больше, чем при традиционной прилавочной торговле. Причем краж не только со стороны покупателей, но и продавцов. Порча товаров как умышленная, так и неумышленная при самообслуживании тоже не редкость. Поэтому на смену части торгового персонала приходят охранники, противокражные системы и системы видеонаблюдения.
Что бы сократить потери от краж и порчи товаров, в некоторых магазинах некоторые дорогостоящие товары по-прежнему продают за прилавками (например, мясные изделия или дорогую косметику и парфюмерию).
Один комментарий: Самообслуживание как прогрессивный метод организации торговли