Все проекты на стадии внедрения новой системы сталкиваются с человеческим фактором. В статье идет речь о часто встречающихся психологических препятствиях на пути автоматизации торгового предприятия и способах их решения.
Статья актуально для предприятий и ресурсов следующей тематики:
- предприятий, занимающихся автоматизацией торговли
- ресурсов ритэйловой тематики
- сайтов, посвященных информационным технологиям
- сайтам по бизнес-психологии
Начиная автоматизацию магазина, помните, что большая часть успеха – это комфортный психологический климат внутри проектной команды – между специалистами Заказчика и Исполнителя, поставщика решений по автоматизации.
Существует ряд психологических факторов, которые могут притормозить/ускорить процесс внедрения системы. И эти факторы, как правило, распространяются на все категории сотрудников торгового предприятия, начиная с топ-менеджмента и заканчивая рядовым персоналом, например, грузчиками.
Страх и личные интересы
Успешность проекта – это личная заинтересованность руководителя магазина в успешной реализации проекта. Поэтому, если такой заинтересованности нет – проект можно считать обреченным.
Заинтересованность в успехе проекта должна быть и у среднего управленческого звена, например, у начальников и заместителей торговых подразделений. Именно у них чаще всего возникает отрицательное отношение к автоматизации розничной торговли.
Практика внедрений показывает, что именно сотрудники среднего уровня менеджмента чаще всего пытаются «завалить» проект.
Почему?
страх «В КОМПЬЮТЕРНУЮ ЭРУ» утратить свою УНИКАЛЬНОСТЬ и личную ЗНАЧИМОСТЬ
Главная причина– это страх в «компьютерную эру» утратить свою уникальность и личную значимость. Люди верят, что их персональный опыт поможет им компенсировать недостаток компьютерной грамотности. Здесь приходится учитывать и инертность человеческого разума. Далеко не каждый руководитель и сотрудник готов забыть про лень и самоотверженно вникать в тонкости планирования и учета новой системы управления торговым предприятием.
Увеличение нагрузки и ответственности на работников Заказчика
Почти на всех активных стадиях проекта на торговый персонал возлагается двойная нагрузка. Кроме ежедневных обязанностей – сотрудникам приходится изучать новые технологии и осваивать новые знания. А при переходе к опытно-промышленной эксплуатации системы они должны некоторое время вести учет сразу в двух системах – «старой» и «новой», чтобы потом сравнить результаты работы, проверить «новую» на соответствие торговому бизнесу Заказчика.
Отдельные стадии проекта могут затягиваться. Срочная текущая работа и банальная нехватка времени – естественные атрибуты «пробуксовки» каждого этапа или процесса внедрения. Освоение новой программы должно быть приоритетным для сотрудников торгового предприятия. Ведь если это будет для них второстепенной и отвлекающей от основной работы обязанностью, то и результаты автоматизации будут второстепенными.
Если подвести итоги, то увеличение нагрузки, лень и боязнь перемен – могут вызывать нелюбовь к проекту автоматизации розничного предприятия.
Организационная структура и сокращение штата
Автоматизация магазина обычно затрагивает и организационную структуру, которая на определенной стадии проекта должна быть подробно обследована. Руководство должно объяснить своим сотрудникам, что по результатам проекта возможна реорганизация штата в сторону его сокращения. Или такая реорганизация проводится не будет, но самые некомпетентные и ленивые сотрудники будут уволены. Это всегда вызывает у торгового персонала определенный дискомфорт и негативно сказывается на их отношении к проекту и к специалистам Исполнителя.
Алгоритм устранения негативных факторов или гладкое внедрение системы
Здесь главное – это просветительская работа. Все сотрудники торгового предприятия должны знать цели и задачи проекта, шаги его реализации, итоговый результат проекта.
Организуйте несколько обучающих семинаров и презентаций, сопровождающихся пояснениями руководителей. Очень важно, чтобы на обучении присутствовали и руководители среднего уровня со стороны Заказчика. Это поможет оперативно и без эмоций снимать «принципиальные» для сотрудников торгового предприятия вопросы.
Приступая к проекту автоматизации, уделите внимание следующим вопросам.
Во-первых: со стороны Заказчика процессом автоматизации должен руководить опытный и сильный менеджер, обладающий обширными знаниями в области автоматизации торговли и управления. Это человек должен быть ответственный, коммуникабельный, гибкий и дисциплинированный, умеющий оперативно принимать решения в сложных ситуациях.
Во-вторых: должна быть сформирована проектная команда из компетентных, ответственных, внимательных и активных специалистов магазина. Они должны быть хорошо подготовлены до начала промышленной эксплуатации системы. Особенно это касается администраторов баз данных (СУБД) и операторов.
В-третьих: каждый сотрудник должен знать, что вся информация о движении товаров обязательно заносится в компьютерную систему. Только так можно добиться достоверности данных.
Четвертое важное условие: персонал магазина должен чувствовать постоянную профессиональную поддержку со стороны своих ИТ-специалистов. Знать, что если что-то вдруг пойдет не так, то они вмешаются, объяснят, обучат, внесут исправления и все будет хорошо.
В-пятых: высшее руководство магазина должен занять строгую позицию в вопросах выполнения сотрудниками своих должностных и проектных (новых) обязанностей.
Очень часто персонал магазина саботирует появление новых технологий, понимая, что это грозит их привычному подходу к работе, а иногда и благополучию. Поэтому, как показывает практика, автоматизировать работу магазина легче в молодом и энергичном коллективе.
Последнее: привлекайте опытных психологов и проведите специальные групповые тренинги. Возможно это вызовет улыбку, но эти семинары должны посещать специалисты Исполнителя. Ведь в ходе реализации проекта на них постоянно обрушивается недовольство сотрудников торгового предприятия. Причем это не всегда связано с внедрением новой торговой системы. Например, поводом для недовольства может послужить ожидание скорого выхода на пенсию, а «тут вы лезете ко мне со своей системой».
Эмоциональные «наезды» на специалистов Исполнителя очень распространены у пожилых женщин руководителей торговых предприятий, в 100% женских коллективах.
Заключение
Самая лучшая компьютерная техника, самое лучшее программное обеспечение самостоятельно работать не способно. Требуются люди. Поэтому влияние психологических аспектов на ход реализации проекта по внедрению автоматизированной системы управления торговым предприятием необходимо учитывать и принимать своевременные меры.
Но! Одной только психологией и различными коммуникационными хитростями проект не сделаешь успешным, а людей не заставишь хорошо делать работу, которая им, например, не интересна. Там, где не помогают аргументы логики и разума, обычно помогают деньги. Поэтому проектная команда должна быть заинтересована не только морально, но и материально.
2 комментария: Автоматизация розничной торговли: психологический аспект проекта внедрения