Большинству россиян слово «таксометр» ни о чем не говорит. Нелегальные таксисты при его упоминании начинают нервничать и убеждать клиентов в том, что наличие контрольно-кассовой машины (ККМ) приведет лишь к увеличению стоимости проезда. Мол, нужно будет «отбить» деньги, затраченные на новое оборудование. А власти ждут не дождутся, когда смогут контролировать денежный поток, который перетекает из кошельков клиентов в карманы таксистов, принимая соответствующие федеральные и региональные законы и утверждая программы, контролирующие работу такси.
“Первый таксометр появился еще в позапрошлом веке (в 1891 году) и был механическим. Его возможности были весьма скромными: он лишь фиксировал путь, который проделал автомобиль, и затраченное на поездку время. Современные таксометры получили электронную «начинку», что дало возможность сделать их многофункциональными. Кроме того, их стали оснащать устройствами для печати фискальных документов, портативными кассовыми аппаратами. Это позволило контролировать работу такси максимально эффективно.”
Стоимость таксометра с ККМ варьируется от 6 до 15 тысяч рублей. Однако в процессе эксплуатации появляются дополнительные денежные расходы в виде оплаты услуг техников, осуществляющих настройку и ремонт, а также траты на приобретение расходных материалов. Таким образом, для владельцев таксомоторных парков установка в автомобилях таксометров и их последующее обслуживание выливалось в сотни тысяч рублей. Это и было главной причиной, почему таксометры с трудом приживались в России, хотя требование установки в такси ККМ закреплено законом, и в случае его невыполнения налагается штраф.
Ситуацию не изменили и начавшиеся судебные процессы. Представители государственной власти в судебных исках к владельцам предприятий, осуществляющих легковые перевозки, опирались на Федеральный закон от 22.05.03 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт”. А Статья 14.5 КоАП РФ предусматривала ответственность организаций в случае, если услуга была оказана без применения ККМ. Кроме того, региональные власти подкрепили серьезность намерений «карать» за неприменение ККМ особыми распоряжениями.
Но «нашего брата» штрафами не напугаешь. Да и что такое «30-тысячный штраф» по сравнению с более крупными нелегальными оборотами денежных средств в такси?
Однако власти сдаваться не намерены. Серьезно взялись за таксистов в Москве. В столице была разработана Концепция единого общегородского такси, которая в июле 2012 года была представлена общественности. В ней установке таксометра и ККМ в каждый автомобиль уделено особое внимание. Интерес вызывает тот факт, что самим таскомоторным организациям не придется заплатить за ККМ ни копейки. ККМ, с помощью которых оплата будет осуществляться пластиковыми картами, должны предоставить банки, которые выступают в качестве партнеров новой программы такси. В ближайший год будет доработано законодательство и уточнены все детали, касающиеся тарифов, после чего в 2014 году программа вступит в действие.
Как говорится, чужой пример заразителен. Особенно это касается Москвы и регионов-подражателей. Поэтому стоит ожидать появления подобных концепций в других городах. А это значит, что таксометру с ККМ уготована долгая жизнь, хотя о полной его победе говорить еще рано.